Самарканд
01.06.2017
Хива
01.06.2017

Аура этого города по-особенному воздействует на людей: Бухара создана для ценителей настоящей восточной сказки.

Известный книжный герой народов Средней Азии, острослов и возмутитель спокойствия  Ходжа Насреддин (кстати, памятник которому есть в Бухаре)  всегда въезжал в этот город со словами: «Здравствуй, Благородная Бухара!». И это вовсе не литературный оборот. На Востоке всего семь городов имели статус «благородный» — Мекка, Медина, Багдад, Иерусалим, Мазар-и-Шариф, Каир и Бухара.

За свою многовековую историю существования город снискал немало эпитетов: «Жемчужина Великого Шелкового пути», «Священная», «Бесценная», «Город – музей», «Город поэзии и сказки» и многие другие.

В переводе с древнего согдийского языка Бухара означает «удачная местность». Возникновение города связано с различными легендами и преданиями. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

Во времена Великого Шелкового пути  в городе располагалось более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. Бухара оставалась благодатным оазисом, крупным научным и культурным центром. О том, что город находился на перекрестке караванных дорог, свидетельствуют торговые купола 15-16 веков.

Самым удивительным является то, что старая часть города и по сей день хранит атмосферу тех времен.

И поездка  в Бухару – это, прежде всего путешествие во времени, соприкосновение с историей Средней Азии. Дух захватывает от сознания того, что некоторые сооружения строились аж в 9 веке!

В целом, сохранившееся наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание сооружений разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков.

Дворцы и мечети, мавзолеи и минареты  создают неизгладимое ощущение пребывания в настоящей сказки из «1000 и одной ночи».

Бухара – не просто древний город, это был своеобразный Среднеазиатский центр, который внес лепту в историю восточной цивилизации. В городе пребывали многие великие суфийские святые,  один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд, мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.

В свое время в Бухаре  была написана вторая по значению после Корана исламская книга – сборник наиболее достоверных хадисов «Ал-джами ас-сахих», автором которой является Имам Аль-Бухари. И известный всему миру Авиценна (Абу Али ибн Сина) был родом из пригородного кишлака Бухарского эмирата.

Сегодня Бухара является  областным центром Бухарской области Республики Узбекистан. В 1993 году город внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1997 году широко отмечалось его  2500-летие.

За годы независимости Узбекистана Бухара (современная часть города) приобрела совершенно новый облик. И  город представляет собой уникальный синтез построек в восточном стиле времен средневековья и современном западном – многоэтажек, бизнес-центров и уже не глиняных, а стеклянных башен.

Зачем много рассказывать? Вам лучше один раз увидеть!

Пой-Калян (XII-XVI вв.) — центральный архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Комплекс Пой-Калян, что в переводе означает “подножие великого”, находится у минарета Калян и включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.

Минарет Калян. Большой бухарский минарет или минарет Калян — древнейшее здание парадной площади и главный символ Бухары.

Мечеть Калян. Мечеть Калян или Большая мечеть была построена при Убайдулле-хане в 1514 г. на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян, считающаяся второй по размеру в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, одновременно вмещала в себя 12 000 молящихся.

Медресе Мири Араб. Напротив мечети Калян находится действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана — Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. Чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов.

Одним из самых удивительных и древних памятников культуры Бухары можно назвать крепость Арк. Согласно исследованиям и археологическим раскопкам, ее фундамент был заложен в VI-III вв. до нашей эры. Конечно, за свою долгую жизнь крепость не раз была полностью разрушена и вновь возведена. Она служила дворцом для правителей Бухары вплоть до 1920 года.

Об Арке ходит много легенд. Говорят, что построил ее Сиявуш, изгнанный из-за козней мачехи сын правителя. Как-то, гуляя по базару, он увидел прекрасную девушку, в которую влюбился всем сердцем. Однако ее отец, правитель Афросиаба, не хотел выдавать дочь за Сиявуша. Отец поставил перед ним условие: Сиявуш должен был построить дворец на шкуре одного быка. Задача всем казалась невыполнимой. Но юноша не растерялся, он нарезал шкуру тонкими полосками, которые соединил между собой, а внутри всей этой линии выстроил замок.

В XIII в. Чингисхан вступил в Бухару, однако жители города укрылись в спасительной крепости. Войско Чингисхана долго не могло прорваться внутрь, но в конце концов все же одолело Арк. В итоге сопротивление было сломлено, а крепость разграблена и разрушена.

В XVI веке при правлении династии Шейбанидов крепость была вновь отстроена и приобрела тот самый вид, в каком она появилась на свет изначально.

На месте древнего кладбища, что находилось в парке Саманидов неподалеку от Регистана, располагается один из древнейших памятников архитектуры Бухары — мавзолей Саманидов. Принято считать, что он был построен в конце X в. Исмаилом Самани — основоположником династии Саманидов (династия правила с 875 по 999 гг.). Есть сведения, подтверждающие, что он построил его для своего отца Ахмада ибн Асада. Однако позднее мавзолей становится семейной усыпальницей, в нем похоронен и сам Исмаил Самани, и, если верить надписям перед входом в мавзолей, его внук.

Помимо своей красоты, мавзолей славится тем, что является еще и самым древним памятником исламской архитектуры во всей Средней Азии. Мавзолей Саманидов имеет крытую конструкцию, что запрещено исламом. Его можно назвать первым и последним мавзолеем такого типа в истории
ислама. Здание сочетает в себе практически все традиции зороастрийских храмов огня, что становится заметно при рассмотрении декора, и элементы, впоследствии ставшие классикой среднеазиатского архитектурного стиля.

Здание мавзолея, построенное преимущественно из жженого кирпича, имеет квадратную форму. По четырем углам мавзолея возведены колонны, которые практически ничем не декорированы. На эти же колонны опирается аркада, которая включает по десять арок с каждой стороны. По углам крыши расположены небольшие купола, немного сдвинутые к середине по отношению к колоннам. В самом центре крыши мавзолея расположен основной купол.

В 12 километрах от Бухары расположен мемориальный комплекс святого Бахаутдина Накшбанди (XVI в.) — знаменитого философа и суфия Востока. Этот мемориальный комплекс — мусульманская святыня, ставшая важнейшим местом паломничества не только для жителей Бухары — сюда приезжают паломники со всего мусульманского мира. Некогда на этом месте находилось селение Касри Орифон, славившееся своими языческими праздниками и древними традициями.

Бахаутдин Накшбанди (1318 — 1389) основал орден, позже названный его именем. Учение великого суфия стало путеводной звездой для большого количества восточных деятелей того времени. И в наши дни его философия не перестает быть актуальной, привлекая множество паломников разных возрастов изо всех уголков земли. Философия, которой придерживался Накшбанди всю свою жизнь, довольно проста и может быть выражена одной единственной фразой: “дил ба ёру даст ба кор” — “сердце с Богом, а руки в труде”. Символ ордена подобран в соответствии с этим постулатом и представляет собой сердце со словом “Аллах” внутри. Бахаутдин Накшбанди был духовным наставником великого Тамерлана и учил его, как и других людей, быть скромным и добропорядочным. Суфий 32 раза совершал хадж в Мекку, а сегодня его мавзолей признан среднеазиатской Меккой. Считается, что если от Бухары три раза дойти пешком до мавзолея Накшбанди, это будет равнозначно одному хаджу. Здесь собираются верующие из многих мусульманских стран, чтобы замолить грехи и попросить об исполнении желаний, потому что молитвам из святого места Аллах внемлет быстрее.

В 1389 году Бахаутдин Накшбанди умер, а в 1544 году Абдалазиз-хан отдал приказ построить над его могилой склеп и окружающие постройки. Мемориальный комплекс строился на протяжении почти четырех веков. Посередине здания находился двор прямоугольной формы с усыпальницей шейха и мечетью, возведенными в XIX веке. Немного дальше стоял айван на деревянных колоннах, где находилась усыпальница Шейбанидов. Основным по величине зданием с куполом является ханака Абдалазиз-хана. В 80 годы XX века весь комплекс был отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть двор с хаузом, мечети Музафар-хана и Кушбеги, медресе, дахма, минарет и усыпальницу. Внутри усыпальницы находится поваленная древняя шелковица. Предание гласит, что она выросла из посоха Накшбанди, и если, загадав желание, проползти под ней, то оно обязательно сбудется.

При комплексе открыт музей, где можно найти достоверную информацию о Бахаутдине Накшбанди и в целом о суфизме. Здесь представлена одежда суфиев, книги, котлы, в которых готовили пищу, и множество других интересных экспонатов.

Каждый, кто посетил это удивительное место, говорит о его безмятежности и гармонии, которая снисходит в душу.

Заказать звонок
Русский