Бухара
01.06.2017
ШВЕЙЦАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЯ от 240 EUR
02.06.2017

Как многие города Востока, Хива родилась «на воде» — в низовьях Амударьи и выросла на орошаемых землях Хорезмского оазиса. На протяжении долгого периода времени город  являлся одним из основных центров Великого Шелкового Пути.

Здесь  очень много архитектурных достопримечательностей, датированных XVIII-XX веками.  В Хиве  ведутся археологические раскопки, и туристические агентства регулярно организовывают к ним экскурсии. Особого внимания заслуживают: комплекс  Ичан-Кала, мечеть Джума, дворец Курныш-хана, минарет Ислам-Ходжа.

В 1967 году Старая  Хива, а в 1990 г — Ичан-Кала, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1997 году город отпраздновал 2500-летие.

Большой отпечаток на историю города наложили многочисленные междоусобные войны, всевозможные захваты и набеги. В разное время город пытались покорить Александр Македонский, Амир Тимур, Чингисхан, и удалось это только последнему. Более 200 лет понадобилось стране, чтобы отстроить город по-новому. В XIX веке Хива стала входить в состав Российской империи и получила независимость в составе Узбекистана только в 1991 году.

О Хиве, как о любом древнем городе с богатой историей, можно рассказывать бесконечно долго. Но одних повествований будет недостаточно, чтобы оценить всю красоту и величие этого памятника архитектуры, претендующего на звание «восьмого  чуда» света.  Нужно просто однажды сюда приехать и увидеть своими глазами.

Местные отели относятся к категории 3-5*. Также здесь открыты гестхаусы и семейные гостиницы.

В ресторанах Хивы обязательно попробуйте плов, халву, шашлыки, компоты, самсу.  А в перерывах между экскурсиями посетите ресторан и  магазины города.

Город Хива, 15 лет назад отпраздновавший своё 2500-летие, можно назвать одной большой достопримечательностью Узбекистана. Ведь даже в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году попал не отдельный памятник, а вся Ичан-Кала — историческая часть города, которая вместе с пригородом — Дишан-Калой — издревле составляла территорию Хивы. Но настоящим сердцем Ичан-Калы была и остается крепость Куня-Арк.

Куня-Арк (в переводе «старая крепость») — это цитадель правителя, которая была в каждом крупном городе. Здесь, говоря современным языком, существовала хорошо развитая инфраструктура — то есть всё, что нужно было для комфортного проживания, ведения государственной службы, развлечений хивинского хана, его семьи, войск и административного аппарата. С конца XVIII века крепость представляла собой охраняемый «город в городе» и скрывалась за двойными зубчатыми глиняными стенами — собственными и стенами Ичан-Калы, которые составляли до 10 метров в высоту и 5-6 метров в толщину.

Возведение Куня-Арк началось в 1686-1688 годах предпоследним представителем династии Шейбанидов в Хивинском ханстве — Худайдад-ханом, сыном Ануша-хана, и продолжалось вплоть до второй половины XIX века, когда в результате строительного бума было отреставрировано и перестроено множество старинных сооружений, пострадавших от вторжения иранских войск в XVIII веке. От бывшей резиденции ханов до наших дней сохранилось лишь несколько построек: восточные ворота с примыкающим к ним помещением для охраны, куринишхона (приемная), бастион Ак-Шейх-Бобо, зимняя и летняя мечети и гарем.

Перед крепостью Куня-Арк располагается площадь, на которой раньше проходили учения войск и парады. Также это было место для публичной казни преступников, а к восточной стене Куня-Арк прилегал зиндан (тюрьма), об условиях содержания в котором можно узнать и сегодня по воссозданному интерьеру помещения и скульптурным группам, изображающим арестантов. Слева от ворот крепости располагаются комнаты, служившие конюшнями, мастерскими, складами, караульными. Длинный узкий коридор ведет внутрь крепости и соединяет между собой дворики, вокруг которых находились все помещения цитадели. Первый дворик, у самого входа, предназначался для послов, ожидающих приёма у хана. За ним следовал второй, где находились орудия для охраны крепости, в третьем дворике собирался ханский совет, а за ним — самый большой двор — куринишхона (приёмная), который служил местом для официальных приемов и являлся частью несохранившегося ханского дворца. Первое здание куринишхоны, относящееся к 80-м годам XVII века, было разрушено войсками иранцев, поэтому до наших дней сохранилось лишь здание, возведенное Илтузар-ханом в 1804-1806 годах. Территория куринишхоны включала в себя открытый двор, айван, тронный зал и боковые комнаты в западной части двора, в которых располагались ханская казна, архив и библиотека с редкими рукописями, комнаты для отдыха.

Айван представляет собой высокое перекрытие, поддерживаемое двумя резными колоннами на каменных основаниях с высеченными на них стихами поэта и историка Огахи. В тронном зале под декоративным полукуполом располагался ханский трон, изготовленный из дерева и покрытый пластинками серебра с искусно выгравированными на них узорами и строками из Корана. Этот трон сейчас хранится в Оружейной палате в Москве. Если хан принимал послов кочевых племен, то с целью оказания им уважения для встречи использовалась юрта, стоящая на круглом возвышении в центре двора.

Дверь в углу, противоположном входу в куринишхону, ведет в гарем, появившийся в Куня-Арк во второй половине XIX века при правлении Мухаммада Рахим-хана, и на холм Ак-Шейх-Бобо, на котором сохранился необычный глиняный бастион, где с верхней площадки открывается прекрасный вид на древнюю Хиву.

Помимо гарема во время правления Мухаммада Рахим-хана в крепости появился монетный двор, необходимость в котором возникла в связи с проведенной налоговой реформой, созданием таможни и началом чеканки золотой монеты. Сейчас в монетном дворе можно ознакомиться с различными видами денег, которые ходили в Хивинском ханстве на протяжении веков: чеканными монетами, шелковыми, бумажными деньгами, здесь также представлены ордена, медали, клише для печатания денег и экспозиции с манекенами, воссоздающими процесс работы монетного двора.

Почти одновременно с гаремом на территории Куня-Арк были построены две мечети — летняя и зимняя. И если зимняя мечеть не представляет особой художественной ценности, то летняя достойна восхищения. Она представляет собой большой айван с двумя рядами деревянных колонн, михрабом (нишей, указывающей направление на Мекку), минбаром (ступенчатым возвышением для проповеди) и башнями по бокам. Все это пространство украшено плиткой из майолики традиционных синих, белых, голубых и зеленоватых оттенков с удивительным растительным узором.

Вся великолепная отделка, а также искусная резьба по дереву, украшающая двери, колонны, балконы сохранившихся в крепости Куня-Арк зданий позволяет почувствовать себя внутри драгоценной шкатулки. А особый местный колорит и дух истории, витающий в глиняных стенах цитадели, помогают лучше понять этот загадочный Восточный край.

В народном эпосе практически всех стран мира встречаются упоминания о людях с недюжей силой и храбрым сердцем — о богатырях. В Средней Азии богатырей называют пахлаванами. Далее речь пойдет об одном из них — Пахлаване Махмуде.

Пахлаван Махмуд был выдающимся сыном Хорезма. По профессии он был скорняком (мастером по выделке мехов), что приносило ему средства на существование, а по призванию — выдающимся борцом, талантливым поэтом и мудрейшим философом. Еще при жизни Пахлаван Махмуд получил широкую известность далеко за пределами Хивы. Бытует легенда, что как борец он не потерпел ни одного поражения. Он уступил лишь один бой, но только из-за того, что узнал — в случае поражения его сопернику грозит смерть. По сей день профессиональные иранские борцы перед боем возносят молитву, посвященную великому Пахлавану Махмуду.

Согласно преданию, Пахлаван Махмуд умер в 1322 или в 1325 году и был захоронен во дворе своей мастерской. Хивинцы стали считать его покровителем города и в 1701 г. возвели над местом его захоронения мавзолей. Вскоре это место стало священным, вокруг него вырос целый комплекс построек, а надгробие и сам мавзолей Пахлавана Махмуда были декорированы традиционной бело-голубой майоликой, подобно ханским усыпальницам. В первой половине XIX века усыпальница была расширена путем пристройки к ней восточной галереи. Впоследствии в мавзолее Пахлавана Махмуда были захоронены Мухаммад Рахимхан I, Абдулгазихан и Эльбарс II, а также члены ханских семей. Таким образом, мавзолей Пахлавана Махмуда превратился в усыпальницу хивинских ханов.

В конце XIX века в комплексе Пахлавана Махмуда были построены мечеть, медресе и четыре благотворительных заведения — карихона. Сюда стекались паломники, для которых были предусмотрены жилые помещения — худжры, а также столовая с кухней — ошхона. Карихона служила пристанищем для незрячих людей, коих в Хорезме из-за сильных ветров с песком было немало.

В начале XX века перед усыпальницей было возведено двухэтажное сооружение, одно из помещений которого было отдано под богато украшенную усыпальницу Исфандияр-хана.

Медресе и минарет (1845-1855), заложенные по приказу Мухаммада Амин-хана в Хиве, должны были стать самым грандиозным архитектурным ансамблем всего мусульманского мира и демонстрировать власть и могущество Хивинского ханства, остававшегося на протяжении веков самобытным и независимым, несмотря на многочисленные попытки захватчиков со всей Азии. Однако мечтам тщеславного хана не суждено было сбыться. И несмотря на то что медресе Мухаммад Амин-хана всё-таки было построено, стало одним из самых крупных во всей Центральной Азии и уже более полутора веков продолжает восхищать жителей и гостей Узбекистана, его славу затмил стоящий рядом недостроенный минарет.

Минарет Кальта-Минор, что в переводе означает «короткий минарет», так и не стал подходящим дополнением к величественному медресе. В 1855 году Мухаммад Амин-хан, мечтавший о минарете высотой в 80 метров, который превзошел бы минарет Калян (46 метров) в Бухаре и Кутуб-Минар (78 метров) в Дели, погиб в сражении с туркменами у города Серахс во время своего похода на Хорасан. После его смерти власть в ханстве переходила из рук в руки, большие средства из государственной казны приходилось тратить на ведение войн с туркменскими племенами, и окончание строительства минарета было отложено. Как оказалось, навсегда.

Эта достопримечательность Хивы окружена множеством легенд, объясняющих её непривычный взору вид. По одной из них, архитектора, занимающегося сооружением башни, постигла страшная, но довольно распространенная среди зодчих на средневековом востоке участь — он был сброшен со своего же строящегося минарета по приказу разгневанного хана, который узнал, что этот талантливый мастер принял предложение бухарского хана, намеревающегося воздвигнуть ещё более высокий минарет в Бухаре. Больше никто так и не рискнул претворить грандиозный план архитектора в жизнь.

Фундамент минарета уходит под землю на глубину 15 метров, а диаметр основания составляет 14,2 метра, и он должен был постепенно уменьшаться с высотой, чтобы придать конструкции прочность. Только по этим цифрам можно судить о запланированных масштабах минарета. Но несмотря на свою незавершенность, а во многом и благодаря ей, минарет Кальта-Минор, высота которого составляет всего 26 метров, сумел отодвинуть великолепное медресе на второй план и стать даже более известным и притягательным. Более того, и в наше время уникальный минарет кажется плодом фантазии современного
дизайнера на тему древнего Востока — так сильно он выделяется на фоне остальных достопримечательностей Хивы.

Популярность минарета Кальта-Минор объясняется не только его формой, но и декором: вся поверхность башни украшена традиционной глазурованной плиткой синего, голубого и белого цветов. Узоры составляют три горизонтальные полосы одинаковой ширины по центру и полосу с арабской вязью в верхней части. Они были выполнены лучшими мастерами Хивы после того, как стало понятно, что минарет так и останется недостроенным. Предназначение этих узоров — создать впечатление целостности и законченности этого архитектурного объекта. Сохранив яркость красок своего декора с середины XIX века, башня, не имеющая аналогов во всей Центральной Азии, действительно выглядит как самостоятельный модный предмет искусства.

Помещения медресе Мухаммада Амин-хана сейчас обустроены под гостиницу, пункт обмена валют и продажи авиабилетов, туристическое агентство и кафе. А минарет Кальта-Минор, которому так никогда и не суждено было использоваться по прямому назначению, является просто уникальной достопримечательностью с большой художественной ценностью, которая удивляет и радует взор туристов и местных жителей, а также остается своеобразным напоминанием о великой истории и крушении могучего Хивинского государства.

Заказать звонок
Русский